Калифорнийская аэрокосмическая компания JetZero сообщила о получении сертификата лётной годности для демонстратора Pathfinder. Он будет участвовать в лётных испытаниях на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии.
Pathfinder с размахом крыльев 7 метров представляет собой модель полноразмерного Jetliner в масштабе 1:8 и имеет такую же необычную форму с крылом и фюзеляжем, соединенными воедино. Такая аэродинамическая конструкция значительно повышает эффективность: разработчики говорят, что Jetliner будет потреблять в два раза меньше топлива, чем традиционный самолёт такого же размера. Для снижения уровня шума реактивные двигатели разместили сзади и вверху — там, где обычно располагается хвост. Такое решение позволяет снизить уровень шума в четыре раза в сравнении с обычными самолётами.
«Самолёты традиционной конструкции достигли конца пути к повышению эффективности», — сказал Том О’Лири (Tom O’Leary), соучредитель и генеральный директор JetZero.
Лётные испытания Pathfinder первоначально планировалось начать в конце 2023 года, но они были отложены из-за задержки с поставкой ряда деталей. Ожидается, что первоначальный этап лётных испытаний продлится около трех месяцев.
Успешные испытания уменьшенного «Джетлайнера» откроют путь для испытаний демонстраторов побольше. Так, JetZero в настоящее время разрабатывает прототип в натуральную величину, его будут строить и испытывать в сотрудничестве с Northrop Grumman. Большой Jetliner будет иметь мощность дальнемагистрального Boeing 767 (он оснащается двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D) и размах крыльев Airbus A330 (60 метров). Ожидается, что полноразмерный прототип начнёт испытательные полёты в первом квартале 2027 года, ну а введение в эксплуатацию реактивного лайнера со смешанным крылом ожидается к 2030 году.