Совместная работа Роскосмоса и Европейского космического агентства (ESA) в рамках марсианской миссии ExoMars-2022 скандально прекратилась в середине марта: 17 марта правящий совет ESA признал невозможным продолжение сотрудничества. После этого глава госкорпорации Дмитрий Рогозин сказал, что Россия в состоянии сама реализовать проект, хотя позже отметил, что Роскосмосу нужен инвестор, который мог бы «зайти деньгами и научной аппаратурой» в миссию. Кто же может заменить в проекте европейцев?
По словам Дмитрия Рогозина, это могут быть китайцы или страна Персидского залива. «Я не исключаю того, что вместо европейцев появится другой партнёр. Это может быть страна Персидского залива, например, или Китай», — сказал Рогозин.
Станция ExoMars состоит из европейского перелётного модуля и российского спускаемого аппарата. В состав последнего входит российская посадочная платформа «Казачок» и европейский марсоход Rosalind Franklin. На данный момент Роскосмос готовится отправить на Марс копию посадочной платформы, так как уже готовая «Казачок» сейчас находится в Европе, и вернуть её оттуда никак не получится.
Что касается марсохода, который тоже был готов и ожидал транспортировки на стартовую площадку, то он отправится на хранение на базу Thales Alenia Space в Италии до последующих указаний. Директор ESA по пилотируемым и роботизированным полётам Дэвид Паркер выразил надежду на продолжение миссии ExoMars в будущем, но, очевидно, уже без российского участия. «Я надеюсь, что страны-партнёры [ESA] примут решение не отказываться от ExoMars, но дать ей переродиться, что, возможно, послужит толчком к достижению Европой автономии», — сказал он.