В начале ноября пользователи умных колонок Яндекса начали жаловаться на различных форумах и в соцсетях на неожиданное нововведение в «Яндекс Станциях». Без всякого предупреждения о смене политики со стороны компании, колонки начали воспроизводить рекламу.
Реклама звучала после того, как пользователь задавал вопрос или отдавал команду голосовому помощнику «Алиса». Более того, реклама воспроизводилась даже для пользователей с платной подпиской «Плюс». Вот один из примеров подобных жалоб:
Только что. Привык ставить таймеры на колонке «Алиса». Сейчас после фразы «Алиса, поставь таймер на два часа» эта ***** [нехорошая вещь] выдала мне рекламу ********** [ужасного] «Тинькоффа» с его ********** [ужасными] кредитами примерно на 30 секунд без возможности заткнуть её. «Яндекс», репутация зарабатывается годами, а сливается в унитаз буквально за миг. Ваш новый государственный менеджмент слил вашу репутацию окончательно. Дно пробито. Прощайте.
Служба поддержки Яндекса не сразу, но отреагировала на разгорающийся скандал 6 ноября. В официальной группе «ВКонтакте» в обсуждении темы с рекламой представитель поддержки написал:
Да, всё верно. Это экспериментальное решение, позволяющее нашим пользователям узнать чуть больше о возможностях партнёров.
В дальнейшем был дан более развёрнутый ответ:
Это экспериментальное решение, позволяющее нашим пользователям узнать чуть больше о возможностях партнёров. Алиса всегда хочет быть полезной, поэтому предложила вам обратить внимание на Тинькофф, как банк, который предоставляет выгодные условия для потребителей.
Пожалуйста, пришлите в личные сообщения аккаунт, к которому подключена колонка: приложение Дом с Алисой > Настройки > логин указан рядом с фото.
Получив его, мы сможем внести изменения в работу вашего виртуального помощника так, чтобы Алиса больше не рассказывала вам о Тинькофф.
И, наконец, вчера вечером, 8 ноября 2023 года, пресс-служба Яндекса дала официальный комментарий по ситуации:
Мы действительно тестировали новый рекламный инструмент, сейчас тест завершен. Не все тесты находят применение в будущем – это обычная практика для любых компаний. Голосовая реклама была включена на маленький процент аудитории Алисы — мы внимательно следили за обратной связью и тщательно её оценивали.
Также в пресс-службе Яндекса подчеркнули, что комментарии службы поддержки – это не официальная позиция компании.