В России создали опорный подшипник скольжения нового поколения на масляной подушке, призванный заменить автомобильные шариковые подшипники.
Созданные подшипники можно использовать в рулевых механизмах транспортных систем. Уже достигнуты соглашения с различными предприятиями, изготавливающими автокомпоненты для «АвтоВАЗа», об их применении в качестве верхней опоры передней подвески автомобилей Lada.
«Раньше подшипники скольжения делали для отдельных узлов, а обособленные подшипники, чтобы можно было их массово изготавливать и поставлять в автомобили, раньше нигде не производились. Причем мы доказали, что, например, в рулевых механизмах будут более эффективны подшипники скольжения, а не качения, которые сейчас применяются повсеместно», — рассказывает автор проекта профессор кафедры «Технология машиностроения» Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ, лауреат премии президента РФ Альберт Королев.
Новый подшипник скольжения на масляной подушке имеет практически те же характеристики трения, что и шариковые. Находящееся под давлением масло берет на себя значительную часть внешней нагрузки и значительно уменьшает трение. Также в рабочую зону не попадает грязь и влага.
Шариковые подшипники имеют множество недостатков: они преждевременно выходят из строя под действием вибраций и ударных нагрузок при езде автомобиля по неровным дорогам, подвержены воздействию влаги и загрязнений, сложны в изготовлении и имеют высокую стоимость. Наши подшипники уступают лишь по прочности, но прочность металлических подшипников излишняя, нагрузки во многих случая не такие значительные, чтобы использовать металл.
Альберт Королев