Литий-ионный аккумулятор часто считается самым дорогим компонентом электромобиля. Однако за последние 10 лет цены очень сильно снизились.
По данным Bloomberg New Energy Foundation (BNEF), в 2013 году средняя цена литий-ионной батареи составляла 780 долларов за кВт·ч. Сегодня средняя стоимость аккумуляторов составляет 139 долларов за кВт·ч. Как отмечает BNEF, это рекордно низкий показатель — на 12% ниже, чем в 2022 году. Это снижение можно частично объяснить расширением производственных мощностей и снижением стоимости сырья.
«Это ещё один год, когда цены на аккумуляторы тесно следовали за ценами на сырьё. За те годы, что мы проводили это исследование, падение цен было вызвано масштабным обучением и технологическими инновациями, но эта динамика изменилась, — сказала Эвелина Стойку, старший научный сотрудник BNEF по хранению энергии. — Падение цен в этом году было связано со значительным ростом производственных мощностей по всей цепочке создания стоимости в сочетании с более слабым, чем ожидалось, спросом».
Более дешёвые батареи должны означать более доступные электромобили для потребителей. Но реальность немного сложнее. Некоторые производители аккумуляторов столкнулись с сокращением использования заводов, а рост спроса на электромобили не совсем оправдал ожидания некоторых автопроизводителей. Фактически цены на аккумуляторы выросли в 2022 году впервые за несколько лет, увеличившись со 150 долларов за кВт·ч до 161 доллара за кВт·ч, а затем снова упали в этом году.
Более того, массовое производство электромобилей ещё не достигло уровня, на котором преимущества снижения затрат на аккумуляторы могут быть полностью отражены в конечной цене, — Tesla является исключением. OEM-производители теряют значительную сумму денег на электромобилях. Поэтому более дешёвых батарей недостаточно, чтобы компенсировать капиталоёмкое производство электромобилей и связанные с этим затраты.
Предположительно, может пройти ещё несколько лет, прежде чем потребители смогут почувствовать преимущества падения цен на аккумуляторы.