Британское агентство запустило программу по разработке систем раннего оповещения для климатических точек невозврата

Британское исследовательское агентство Moonshot запустило программу стоимостью 81 миллион фунтов стерлингов ($106 миллионов) по разработке систем раннего оповещения о приближении к точке невозврата изменения климата. Агентство передовых исследований и изобретений (ARIA) ищет предложения по работе над системами для двух связанных точек невозврата климата: ускоренное таяние Гренландского ледяного щита и ослабление Североатлантического субполярного круговорота.

Целью пятилетней программы является снижение научной неопределённости относительно того, когда эти события могут произойти, как они повлияют на планету и виды на ней, и в течение какого периода эти эффекты могут развиваться и сохраняться. ARIA надеется предоставить доказательство концепции, демонстрирующее, что системы раннего оповещения могут быть «доступными, устойчивыми и оправданными».

Разработав систему раннего оповещения, «мы могли бы изменить мышление об изменении климата и нашей готовности к нему», — сказала Сара Бондиек, руководитель программы.

ARIA намерена поддерживать команды, которые будут работать над достижением трёх целей: разработка недорогих датчиков, способных выдерживать суровые условия и предоставлять более точные и необходимые данные о состоянии этих систем; развёртывание этих и других сенсорных технологий для создания наблюдательной сети для мониторинга; и создание компьютерных моделей, которые используют законы физики и искусственный интеллект для обнаружения ранних признаков в данных.

Британское агентство запустило программу по разработке систем раннего оповещения для климатических «точек невозврата»
Айсберг, дрейфующий во фьорде Илулиссат (Ilulissat) у берегов Гренландии.
Источник: Mario Tama / Getty Images

Однако наблюдатели подчёркивают, что разработка точных систем раннего оповещения для любой из этих систем будет непростой задачей и может оказаться невозможным в ближайшее время. Учёные не только имеют ограниченное понимание этих систем, но и данные об их поведении в прошлом отрывочны и зашумлены, а создание обширных инструментов мониторинга в этих средах является дорогостоящим.

Несмотря на это, существует общее мнение, что необходимо лучше понимать эти системы и риски, с которыми может столкнуться мир. Нарушение любой из этих систем может иметь огромные последствия для Земли. Полная потеря ледяного покрова приведёт к повышению уровня мирового океана более чем на 20 футов (шесть метров), затоплению береговых линий и началу массовой климатической миграции по всему миру.

Сегодня уже предпринимаются усилия по углублению понимания Субполярного круговорота и Гренландского ледяного щита, включая вероятность, сроки и последствия их перехода в различные состояния. Однако цель программы ARIA — ускорить такие исследования и сосредоточить внимание на улучшении способности прогнозировать переломные события.

Уильям Джонс, океанограф, занимающийся наблюдением за AMOC (Atlantic Meridional Overturning Circulation, — система течений в Атлантическом океане, которая переносит тепло и соли из тропических регионов в Северную Атлантику) в Университете Майами, говорит, что эта область далека от возможности с уверенностью утверждать, что такие системы, как Субполярный круговорот или AMOC, ослабнут за пределами нормальных естественных колебаний, не говоря уже о том, чтобы сказать с точностью, когда это произойдет.

Однако некоторые наблюдатели отмечают, что если в Атлантику поступает достаточно пресной воды, чтобы ослабить круговорот и существенно замедлить более широкую систему атлантических течений, то мало что можно сделать, чтобы это остановить. «Боюсь, я не вижу, какие действия вы могли бы предпринять. Нельзя собрать всю пресную воду — это невыполнимо — и остановить её таяние в тех масштабах, в которых нам пришлось бы это сделать»   , — говорит Джонс.

Джемма Бейл, директор программы, признаёт, что они выбрали очень сложную проблему для решения, но подчёркивает, что смысл исследовательских программ ARIA заключается в работе на « грани возможного». « Мы действительно не знаем, возможна ли система раннего оповещения для этих систем. Но я думаю, что если это возможно,  то это было бы ценно и важно для общества, и это часть нашей миссии », — говорит она.


Источник