После того, как стало известно о крупной поставке самолетов Airbus на рынок Китая, Boeing, фактически, осудила торговую войну США с Китаем, которая подорвала ее деловые перспективы в регионе.
«Нас, ведущего экспортера США с 50-летними опытом сотрудничеством с авиационной промышленностью Китая, разочаровывает то, что геополитические разногласия продолжают сдерживать экспорт самолетов США», — говорится в свежем Boeing. И американцам действительно есть о чем сожалеть.
Airbus и Boeing вели длительные переговоры по поставке в Китай большого количества узкофюзеляжных самолетов, сказал источник, знакомый с ситуацией. В итоге достигнуто соглашение с Airbus о поставке 292 самолетов различным китайским авиакомпаниям на сумму около 37 миллиардов долларов. И не исключено, что Китаю этого будет мало, поскольку ослабевающая пандемия, очевидно, подстегнет спрос на авиаперевозки.
По сути, сейчас именно Китай играет решающую роль в восстановлении производства Boeing на предприятии в Арлингтоне, штат Вирджиния, которое практически остановилось после двух катастроф Boeing 737 Max. Китайский регулятор первым приостановил полеты Boeing после второй трагедии. И хотя сейчас Китай одобрил использование доработанного Boeing 737 Max, местные авиакомпании не спешат возобновлять полеты на этом самолете, а равно не спешат и делать заказы. В итоге сейчас у Boeing на земле пылится около 150 самолетов, которые так и не были поставлены в Китай. Большинство из них – это узкофюзеляжные 737 Max. Возобновление поставок в Китай принесло бы Beoing так необходимые ей деньги для оплаты долга в размере 58 миллиардов долларов. Также эти поставки ускорили бы производство Boeing 737.
«Мы по-прежнему призываем к продуктивному диалогу между правительствами, учитывая взаимные экономические выгоды процветающей авиационной отрасли, — заявили в Boeing. — Продажи самолетов Boeing в Китай исторически поддерживали десятки тысяч американских рабочих мест, и мы надеемся, что заказы и поставки возобновятся в кратчайшие сроки».
Однако останутся ли призывы Boeing услышанными? По словам Ричарда Абулафии, аналитика AeroDynamic Advisory, в 2018 году, на пике спроса, Китай нуждался в примерно 350 самолетах в год. По его словам, уделяя приоритетное внимание поставкам в Китай, Airbus может еще больше потеснить Boeing. «Китайцы готовятся к возвращению [проса на авиаперевозки] точно так же, как и весь остальной мир, и совершенно очевидно, что США находятся в невыгодном положении», — сказал он.