Белоруссия присоединилась к программе Международной лунной исследовательской станции Китая после видеоконференции с Комитетом по космическим исследованиям Китая. Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков и администратор Комитета по космическим исследованиям Китая Чжан Кэцзян подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках программы Международной лунной исследовательской станции 23 октября.
«Согласно совместному заявлению, стороны будут сотрудничать в процессе создания и эксплуатации Международной лунной исследовательской станции», — сообщает белорусское государственное информационное агентство БЕЛТА, ссылаясь на пресс-службу Национальной академии наук Беларуси (НАНБ).
«Областями сотрудничества будут являться фундаментальные и прикладные исследования в области инжиниринга и технологий для использования космического пространства, новых материалов и электронных компонентов, подготовка и повышение квалификации научного персонала и специалистов. По соглашению сторон будут определены и другие сферы сотрудничества», — говорится в заявлении НАНБ.
Проект Международной лунной исследовательской станции, возглавляемый Китаем, направлен на создание постоянной лунной базы в 2030-х годах с предварительными миссиями в 2020-х годах. Инициатива рассматривается как потенциальный конкурент программе Artemis, возглавляемой NASA.
Совместное заявление было подписано вскоре после того, как Пакистан официально присоединился к программе Международной лунной исследовательской станции. Директор офиса Secure World Foundation в Вашингтоне Виктория Самсон заявила, что присоединение Пакистана к программе имеет больше политическое, чем техническое значение.
«У Пакистана нет собственных возможностей для запуска — он зависит от Китая в этом вопросе, и у него всего 3 активных спутника на орбите, в то время как у Китая их более 800. Так что, если говорить о его существенном вкладе в программу Международной лунной исследовательской станции, то я не совсем уверена, что он сможет внести много технических аспектов. Однако политическая поддержка и заявление в пользу китайских планов в отношении Луны всё равно имеют значение», — сказала Самсон.
Она также отметила, что ситуация аналогична и для Белоруссии, поскольку у этой страны тоже всего три активных спутника на орбите. При этом, у Белоруссии имеются долговременные военные связи с Китаем: в 2016 году Китай создал и запустил на геостационарную орбиту коммуникационный спутник Belintersat 1 на базе DFH-4 для Белоруссии.
Азербайджан присоединился к программе Международной лунной исследовательской станции ранее в этом месяце.
Лаборатория глубокого космического исследования (DSEL) под руководством Комитета по космическим исследованиям Китая заявила в начале этого года, что Китай намеревается завершить подписание соглашений с космическими агентствами и организациями, которые будут основателями Международной лунной исследовательской станции, к октябрю. Для координации инициативы Китай создал организацию под названием ILRSCO в провинции Аньхой.
Идея Международной лунной исследовательской станции возникла в Китае в конце 2010-х годов. Проект был формализован, когда Китай и Россия представили совместный план для ILRS в июне 2021 года. Однако в настоящее время Китай взял на себя роль ведущей страны проекта. В недавней презентации Китая о Международной лунной исследовательской станции были опущены российские сверхтяжёлые ракеты-носители, представленные ранее в плане развития станции.
США и Китай продвигают свои лунные исследовательские планы Artemis и ILRS. Параллельные проекты подчёркивают международное внимание к Луне и конкурентное стремление к утверждению лидерства в космической области.
США расширяют свою программу Artemis: недавно к программе присоединилась Германия, став 29-й страной-участницей. NASA планирует выполнить пилотируемые миссии вокруг Луны не ранее 2025 года. Китай намеревается высадить тайконавтов на Луну до 2030 года, предварительно проведя миссии по верификации технологий в 2026 и 2028 годах.