Airbus возьмёт на себя штраф в размере почти одного миллиарда долларов из-за неудовлетворительного выполнения обязательств и графика по ряду спутниковых программ, а также рассмотрит стратегические варианты развития своего космического бизнеса.
После закрытия рынков в Европе 24 июня компания объявила, что пересматривает свои прогнозы на 2024 год из-за проблем с космическими программами, а также из-за сокращения поставок коммерческих самолётов. Сюда входят затраты в размере €900 миллионов ($965 миллионов), которые компания зарегистрирует во втором квартале по своему бизнесу «Космические системы».
В заявлении Airbus говорится, что было предъявлено обвинение после того, как новая команда менеджеров Space Systems «провела обширную техническую проверку всех программ, определив дальнейшие коммерческие и технические проблемы» в отношении спутниковых программ. «В основном это связано с обновлёнными предположениями о графиках, рабочей нагрузке, источниках финансирования, рисках и затратах в течение срока действия определённых программ телекоммуникаций, навигации и наблюдения».
В заявлении не уточняется, какие именно программы являются источником проблем, а руководство компании не вдавалось в подробности. Однако они указали, что речь идет прежде всего о проектах создания спутников связи и навигации. «Это было в первую очередь бизнес-направление телекоммуникации и навигации. Это программы схожего характера, использующие схожие ресурсы и поставщиков», — сказал Гийом Фори, генеральный директор Airbus. Перерасход средств, сказал он, был связан с работой в испытательных центрах и «взаимозависимостями» с телекоммуникациями и навигацией.
Плата €900 миллионов отражает обновление оценок на конкурсе этих программ, с учётом прогнозируемых последствий в течение срока действия программ, который длится несколько лет. Томас Топфер, финансовый директор Airbus, заявил, что влияние сборов на денежный поток в этом году составит около €300 миллионов.
Руководители предположили, что компания не оценила должным образом технологические риски в этих программах, что привело к обвинениям. Фори сказал, что компания внедряет «крайне избирательную стратегию участия для будущих программ, которые будут делать упор на технологическую зрелость». Он также сказал, что были проблемы с поставщиками, по вине которых были задержки, что заставило Airbus пересмотреть решения «производить или покупать».
По словам руководителей, эти изменения в технологиях и договорённостей с поставщиками были реализованы в результате недавних контактов. «Сейчас мы страдаем от последствий контрактов, заключенных в период с 2018 по 2021 год», — сказал Топфер.
Новое обвинение стало результатом того, что Фори назвал «полной оценкой снизу вверх» этих программ, а также рисков, выявленных в прошлом году и с тех пор материализовавшихся. Он отметил, что компания «оценивает все стратегические варианты» для своего космического подразделения. Они включают реструктуризацию, а также варианты слияния и поглощения. Он не сообщил, как долго будет длиться эта оценка стратегических вариантов. «Мы должны это переварить. Это займет время и будет болезненным, но мы хотим взглянуть в лицо реальности и понять, что для нас значит запустить эти программы», — заключил он. При этом, Фори не исключил дополнительных расходов или других последствий для космического бизнеса, поскольку анализ этих программ продолжается.
«Это не говорит о том, что космос — плохой бизнес или что в космических программах Airbus испытывает трудности», — сказал он.